Санкт-Петербург Расчет стоимости >
+7 (812) 385-77-96 Заказать обратный звонок
Расчет стоимости >

Спортивные сооружения - ключевой фактор развития индустрии спорта

Российский спорт переживает в последнее время период серьезных преобразований и изменений. Можно объективно констатировать следующий факт: практически полностью исчерпаны потенциал и ресурсы великой советской спортивной державы. Поэтому создание и развитие российской индустрии спорта, способной эффективно конкурировать на международной спортивной арене, требует разумного объединения усилий государства, бизнеса и спортивных организаций. Только в этом случае можно рассчитывать на полное выздоровление российского спорта, который в последнее десятилетие испытывал много трудностей в вопросах финансирования, подготовки спортивной смены, развития тренерской профессии и строительства спортивных сооружений.

Именно отсутствие современных спортивных сооружений явилось одной из основных причин провального выступления сборной России на Олимпийских зимних играх в Ванкувере в 2010 г. Представители целых видов спорта не имели возможности целенаправленно готовиться к Играм на территории России в домашней обстановке по причине отсутствия спортивных сооружений. С этим столкнулись бобслеисты: и саночники, прыгуны с трамплина и двоеборцы, отчасти горнолыжники и некоторые другие. Надеяться на успешные выступления в том случае, когда практически весь учебно-тренировочный процесс проходит за границей, крайне сложно. И это мы говорим об олимпийской сборной России. Нетрудно представить, с какими сложностями сталкиваются тогда спортсмены молодежных и юношеских сборных. А многие юные спортсмены ДЮСШ и СДЮСШОР вынуждены тренироваться и соревноваться на спортивных сооружениях и объектах, которые уже давно морально, технически и физически безнадежно устарели.

Справедливости ради стоит отметить, что немалые трудности в связи с отсутствием необходимого количества спортивных сооружений испытывают сегодня не только представители спорта высших достижений. В еще худшем положении находятся детский и студенческий спорт, массовый и дворовый спорт, адаптивный и спорт для ветеранов. И это при том, что в последние несколько лет в рамках реализации Программы строительства спортивных сооружений достигнуты определенные успехи, которые можно подтвердить следующими примерами.

  • Во многих регионах России на регулярной основе строятся спортивные сооружения (многофункциональные комплексы и дворцы спорта, бассейны и стадионы) на паритетных началах с привлечением финансовых средств из федерального и регионального бюджетов. Среди лидеров необходимо выделить Татарстан, Мордовию, Московскую область и некоторые другие регионы.
  • Российский футбольный союз уже несколько лет с успехом реализует собственную программу строительства футбольных полей во многих регионах России. Это позволило начать тренироваться в приличных условиях десяткам тысяч юных футболистов.
  • Компания «Газпром» самостоятельно финансирует собственную программу строительства спортивных сооружений различной функциональной направленности, предназначенных в первую очередь для развития детского спорта.
  • Под патронажем и при непосредственном финансировании партии «Единая Россия» осуществляется строительство бассейнов и физкультурно-оздоровительных комплексов, а также спортивных площадок непосредственно по месту жительства.
  • В отдельных регионах Российской Федерации местные органы власти самостоятельно финансируют собственные программы строительства простейших спортивных сооружений. Например, в Москве построены десятки физкультурно-оздоровительных комплексов.
  • В рамках подготовки к XXII Олимпийским зимним играм в Сочи строятся или уже построены самые современные спортивные объекты для всех зимних олимпийских видов спорта.

Поэтому можно констатировать определенные успехи в сфере строительства спортивных сооружений, что, безусловно, является положительной тенденцией развития индустрии спорта в России. Но абсолютно все специалисты в один голос говорят, что сделаны только первые шаги в этом направлении. По разным экспертным оценкам, средняя потребность по стране в спортивных сооружениях удовлетворена сегодня примерно на 15 — 20% максимум.

Поэтому можно представить, что еще необходимо сделать, чтобы ликвидировать острый дефицит в спортивных сооружениях, сложившийся в России за последние 15—20 лет. Причем эти спортивные сооружения должны быть предназначены как для спорта высших достижений, так и для детского и массового спорта, студенческого и оздоровительного спорта.

В спортивной отрасли России сегодня сформулированы и запланированы для реализации крайне амбициозные цели. Кратко их можно обозначить следующим образом:

  • Россия должна вернуть себе лидирующие позиции в мировом спорте, достойно выступая на Олимпийских играх и чемпионатах мира;
  • должны быть созданы все условия для эффективного развития детского спорта, что позволит регулярно пополнять первые сборные по видам спорта талантливой и конкурентоспособной молодежью;
  • население должно быть здоровым и трудоспособным, а для этого необходимо создать комфортные условия для занятий спортом в школах и вузах, во дворах и по месту жительства.

Решить все вышеперечисленные задачи можно только при условии формирования современной, доступной и удобной инфраструктуры, в первую очередь за счет строительства спортивных сооружений и объектов. Именно поэтому можно назвать спортивные сооружения ключевым и решающим фактором развития индустрии спорта. Причем это касается абсолютно всех сегментов:

  • спорт высших достижений и профессиональный спорт;
  • детский спорт;
  • массовый и дворовый спорт;
  • школьный и студенческий спорт;
  • оздоровительный спорт;
  • корпоративный спорт;
  • спорт ветеранов;
  • адаптивный спорт (для лиц с ограниченными возможностями здоровья).

Затраты на строительство спортивных сооружений очень велики, поэтому крайне важно использовать различные каналы финансирования и возможности государства по вовлечению в эту деятельность российского бизнеса. Спортивная инфраструктура Сочи создается в основном с использованием государственных средств, хотя в отдельные объекты финансовые ресурсы инвестировали частные инвесторы. В случае проекта «Сочи 2014» необходимо помнить, что олимпийское наследие Игр 2014 г. будет использоваться в дальнейшем максимально эффективно. На базе некоторых олимпийских спортивных объектов будут созданы центры олимпийской подготовки, что позволит после Олимпийских игр на регулярной основе проводить спортивные соревнования, организовывать учебно-тренировочные сборы и готовить спортивный резерв для сборных команд. А некоторые сооружения будут разобраны и перевезены в другие города России, что позволит использовать их там более эффективно.

Кстати также поступят в ближайшее время и хозяева Олимпийских игр в Лондоне. Часть спортивных сооружений была построена ими специально для Игр. И в дальнейшем планируется их разобрать и перевезти в другие города для последующего их использования. Например, Олимпийский стадион вместимостью 80 тыс. зрителей, на котором были проведены официальные церемонии открытия и закрытия Игр, а также весь легкоатлетический турнир, планируется разобрать. Возникает разумный вопрос: а зачем это делать? Попробуем на него ответить за организаторов Игр. Видимо, они понимают, что Лондону не нужен еще один крупный стадион, эксплуатация которого потребует больших финансовых ресурсов. А разработать полноценную программу его регулярного использования крайне сложно (если вообще возможно), так как в Лондоне сегодня имеется несколько аналогичных крупных стадионов. Поэтому лучше понести разовые, дополнительные расходы, связанные с его разборкой, чем нести потом регулярные убытки по эксплуатации данного спортивного сооружения. Такой подход является разумным и экономически обоснованным.

При строительстве спортивных сооружений очень важно выполнение двух обязательных условий:

  • должна быть обоснованная и понятная потребность в использовании конкретного спортивного сооружения на постоянной основе, т.е. фактически должен быть разработан набор предлагаемых потребителям услуг и спланирован долгосрочный план проведения мероприятий;
  • на спортивном сооружении должна работать специально подготовленная, профессионально ориентированная команда менеджеров и маркетологов, которые понимают, кому конкретно они будут продавать услуги, предоставляемые данным спортивным сооружением, в каком объеме и на каких условиях.

Самый сложный вопрос, который необходимо решать во время строительства спортивных сооружений — это острая кадровая проблема. Допустим, что финансирование уже есть, строительство уже ведется, но необходимо подготовить людей, которые будут потом грамотно управлять данным спортивным сооружением. В условиях почти полного государственного финансирования деятельности спортивного сооружения, крайне сложно найти менеджеров, которые в совершенстве владеют набором современных маркетинговых инструментов, позволяющих привлекать спонсорские и внебюджетные средства, а также зарабатывать на проведении различных мероприятий (не только спортивных соревнований).

В зависимости от особенностей и специфических функциональных возможностей достаточно крупного спортивного сооружения, можно сформировать условный «джентльменский» набор услуг, предоставляемых потенциальным клиентам спортивным сооружением:

  • спортивные соревнования (в сфере профессионального, массового, оздоровительного и корпоративного спорта);
  • организация тренировочного процесса;
  • организация и проведение концертов и других культурно-разлекательных мероприятий;
  • проведение фитнес-конвенций, оздоровительных семинаров и мастер-классов;
  • организация выставок, конференций и конгрессов;
  • проведение молодежных и детских специализированных мероприятий и т.д.

В случае деятельности небольших спортивных объектов типа физкультурно-оздоровительных и спортивно-оздоровительных комплексов важно предложить потенциальным клиентам максимально широкий спектр различных спортивно-оздоровительных услуг. Эти услуги должны быть рассчитаны не только для населения, но и для различных предприятий и организаций на предмет их корпоративного использования. Образно говоря, на таких спортивных сооружениях должен быть задействован для клиента каждый квадратный метр площади. Помимо спортивно-оздоровительных услуг это могут быть солярий, сауна, массаж, салон красоты и другие сопутствующие услуги. Только при наличии такого разнообразного предложения прямых и косвенных услуг у спортивного сооружения есть шансы на нормальное развитие в условиях самофинансирования. В противном случае оно обречено на существование с помощью государственных дотаций, что чаще всего и происходит в России.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: спортивное сооружение (крупное или достаточно простое; ориентированное на профессиональный спорт или оздоровительный) может относительно неплохо существовать, только в том случае, когда есть ответы на следующие вопросы.

  • Понятно, какой продукт (услуги) предлагает спортивное сооружение. Этот продукт должен быть высокого качества и конкурентоспособным. Чем шире продуктовая линейка, тем проще найти клиента.
  • Известна целевая аудитория, на которую ориентированы услуги конкретного спортивного сооружения. Также важно знать покупательную способность потенциальной целевой аудитории.
  • На спортивном сооружении есть профессионально подготовленные менеджеры и маркетологи (или хотя бы один человек), основными функциями которых являются маркетинг, продвижение продуктов и их последующие прямые продажи.
  • У менеджеров спортивного сооружения есть в наличии реальный набор опробованных и действующих маркетинговых инструментов, с помощью которых они будут работать на рынке и продавать клиентам свои продукты.

В качестве положительных примеров относительно успешного управления спортивными сооружениями в России можно привести два примера. Один — из сферы профессионального спорта, второй — из сферы оздоровительного спорта. Континентальная хоккейная лига (КХЛ) и большинство профессиональных хоккейных клубов, входящих в ее состав, смогли за последние два года создать такой привлекательный хоккейный продукт, что позволило им вместе добиться очень высокой посещаемости большинства хоккейных матчей. Это также говорит о грамотной работе спортивных менеджеров со своей целевой аудиторией.

Многие российские спортивно-оздоровительные и фитнес-клубы сегодня предлагают своим клиентам интересный и разнообразный набор спортивно-оздоровительных услуг в условиях достаточно острой конкурентной борьбы. Как следствие этого, клиент сегодня готов платить свои деньги за возможность заниматься собственным здоровьем в комфортных условиях и по приемлемым ценам. Как в первом, так и во втором случае (КХЛ и фитнес-индустрия) у производителя есть продукт, он знает, как его предложить и продать, а клиент готов его покупать.

Хотелось бы, чтобы в российской индустрии спорта это были не единичные успешные примеры. Идти по этому пути можно и нужно руководителям всех спортивных сооружений, не отвергая возможности государственного финансирования, но в то же время, находясь в постоянном поиске новых источников доходов и вывода на рынок новых продуктов и услуг, ориентированных на массового потребителя с учетом конкретной региональной специфики и исторических традиций развития спорта.

Автор: Леднев Владимир

Источник: Журнал Строительство и эксплуатация спортивных сооружений

Выберите свой регион
ОБРАТНЫЙ ЗВОНОК
Отправить
Нажимая кнопку отправить,
я даю свое согласие на обработку персональных данных
click fraud detection